Стоит ли кофейням продавать зерно?

Есть ли смысл в кофейнях продавать упаковки с зерном с полки или витрины? Особенно, если учитывать существование в современном мире интернет-магазинов с доставкой за считанные дни. На первый взгляд может показаться, что смысла в этом нет. Но до сих пор остаются люди, которым проще и комфортнее прийти и купить товар, сразу получив его в руки.

Если кофейня учитывает потребности таких гостей — кофеня молодец. Если при заказе зерна она создает небольшой запас в количестве нескольких упаковок, а они еще и не залеживаются  — вообще прекрасно.

Однако, если заведение формирует подобный запас, но не может реализовать его за 1-2 месяца, то хвалить кофейню объективно не за что.

Объясню почему.

Очевидно, что списывать кофейные зерна, которые обжарили 3 и более месяцев назад, никто не будет. Заведение планировало заработать на этом зерне, а не терять на нем деньги. И такой кофе либо так и остается на полках для продажи гостям, либо его будут использовать для приготовления напитков для тех же людей.

Что плохого в кофе не свежей обжарки я рассказываю в другом материале. А пока вернемся к теме разговора.

Немного про Сашу

Для более простого объяснения и понимания давайте придумаем персонажа. Допустим, его зовут Саша. Так вот.

Саша только недавно начал погружаться в мир черного кофе. Проходит этап проб, примеряет разные способы заваривания, разные страны, регионы и многое другое. И, предположим, Саша распробовал Эфиопию и захотел распробовать Кению.

Если Саша придет в «кофейню-молодец», то сможет не только попробовать кофе, но и сравнить его с предыдущим опытом. Сделать выводы о вкусе и аромате, обсудить все это с бариста и… продолжит постигать мир черного кофе. В таком формате Саша будет чувствовать разницу и каждый раз вновь находить для себя смысл искать тонкости во время дегустации черного кофе.

А если Саша придет в «кофейню-плохиша» с тем же запросом на Кению? Там ему приготовят, например, V60. И вместо яркого, сочного и сладкого напитка наш Саша получит плосткий и пустой кофе с ароматом сухой фасоли… И будет прекрасно, если у Саши еще останется желание попробовать Кению где-либо еще.

Теперь представим, что в городе 8 из 10 спешелти-кофеен любят создавать чрезмерные запасы, которые раз от раза не могут вовремя реализовать. Приходя в каждую такую кофейню, Саша все больше разочаровывается в кофе. «Какого хрена о нем столько шума, если он весь и везде одинаково никакой?!».

Мы понимаем его негодование. И я держу за Сашу кулачки, чтоб у него хватило сил дойти до тех оставшихся 2-х кофеен, где есть Кения свежей обжарки.

А если Саша так и не дойдет до этих 2-х кофеен, то дальше, вероятно, он начнет добавлять в кофе сиропы. И все потому, что он упорный и хочет получить обещанный вкусовой опыт. Вот на этом этапе все старания спешелти-индустрии идут… коту под хвост, культурно выражаясь. А рассказы про «кофе — как вино» для Саши больше не работают.

И таким образом условных 8 «запасливых» кофеен отбивают интерес к кофейной культуре не у одного Саши, а у десятков, а то и сотен людей. Если же город действительно большой, то счет может идти на тысячи человек…

Все эти грустные люди перестают интересоваться и пить кофе, из чего следует, что они перестают его покупать. Далее из этого следует, что из-за низкого спроса на кофе той или иной страны его перестают покупать кофейни. А на кофейни ориентируются обжарщики. На обжарщиков — импортеры зеленого зерна. И, по итогу, это приводит к своеобразному «бойкоту» страны-производителя.

Вернемся к примеру с Кенией

Так вот. На фоне непопулярности кофе из Кении фермеру приходится снижать цену на свое зерно, чтобы его ну хоть как-то продать. Он ведь тоже планировал на нем заработать, а не терять свои кеннийские шиллинги.

Снижение цен на зеленое зерно приводит к тому, что у фермера остается меньше возможностей производить качественное сырье. И все. Происходит обвал.

Фермеры отходят от дел. Кооперативы закрываются. Люди теряют работу. А все потому, что владелец кофейни решил неразумно сэкономить на транспортных расходах и заказать зерна впрок на 3-4 месяца вперед.

Похожая ситуация складывается и по отношению к обжарщикам. Если заведение сначало было «кофейней-молодец», а потом стала «кофейней-плохишом», то это тоже приводит к плачевным результатам. Наш Саша привык, что его любимое заведение — «кофейня-молодец». Разумеется, у него сложилось о кофейне позитивное мнение. И если Саше всегда было вкусно, а в один момент стало… ну… никак, то возможно — накосячил обжарщик.

Вот и выходит, что глупость сделал предприниматель, а пострадали кеннийские дети, потому что их отец-фермер разорился.

Разумеется, все вышеописанное не более, чем утрированные примеры. Кофейная индустрия более сложная и работает по более сложным правилам. Мне было важнее передать вам суть.

Вывод

Заваривайте людям кофе из зерна свежей обжарки, особенно, если берете с них за это деньги. В какой-то степени вы несете ответственность не только перед гостем. Также вы несете отвественность перед теми, кто вырастил, обработал и обжарил этот кофе.

Но если вам вкусно пить полежавший кофе — пейте на здоровье. Как минимум, никто не запрещает.

Благодарим за внимание. Искренне ваши, Светлана Додонова и журнал «Крепость».

Поделиться:

Подписаться: